Ингушетия в миниатюре. Магомед-Башир Оздоев



Ингушетию по праву называют страной башен. В горных районах республики располагается целая сеть башенных комплексов времен средневековья, построенных для защиты и давно покинутых своими жителями. Сейчас они постепенно восстанавливаются и изучаются. Все эти замки — выявленные объекты культурного наследия и находятся в ведении Джейрахско-Ассинского музея-заповедника, где в 2024 году впервые началось внедрение Национальной системы «Территория», в которой представлена история этих башен, а также их границы. «Территория» была разработана в том числе и для обеспечения безопасности туристов.


И сейчас есть люди, которые строят башни. В городе Карабулак в Музее изобразительных искусств можно увидеть дивные экспонаты работы самого известного в Ингушетии мастера — Магомеда-Башира Оздоева. Работы представляет собой миниатюрные копии замковых комплексов Лялах и Таргим.


Ингушетия в миниатюре. Магомед-Башир Оздоев

Магомед-Башир уже более двадцати лет создает миниатюры. Вся его мастерская – небольшая комнатка в доме мастера. Там умещаются несколько верстаков и инструменты. Работа над одним проектом длится несколько месяцев. К примеру, над своей самой масштабной работой, замковым комплексом Хамхи, мастер работал более двух лет.


Лялях — один из наиболее крупных сохранившихся комплексов, расположенный на территории Джейрахстко-Ассинского музея-заповедника в Чулхойском ущелье. Считается, что этот комплекс был построен в XVI веке. В нем насчитывается три боевых башни-воув и больше двадцати жилых. Боевые башни имеют двускатную крышу. Интересно, что у одной из них ее нет вообще. Это связано с тем, что во время строительства крыша несколько раз обрушивалась, строители посчитали это дурным знаком и оставили башню как есть, без крыши. Располагается он ярусами на небольшом склоне, первым ярусом идут боевые башни, за ними стоят жилые. Со всех сторон Лялах надежно защищает природный рельеф.




Кстати, всего в двух с небольшим километрах от этого аула находится не менее уникальный и интересный памятник галгайскому зодчеству XV века: башня Магой-Джел, высотой около четырнадцати метров и с двумя отдельными входами, один использовали для овец, второй для обитателей башни. Она уникальна тем, что как бы произрастает из скалы.



Второй комплекс, Таргим, находится в Таргимской котловине, на правом берегу реки Ассы. Построен он был в XV-XVII веках. Это один из наиболее популярных и крупных замков Ингушетии. В нем насчитывается более двадцати жилых, две полубоевых и четыре боевых башен-воув. Рядом с аулом расположен целый склеповый городок. На территории этого комплекса были обнаружены остатки древних мегалитических строений, возраст которых оценивают около трех тысяч лет.


В трех километрах от Таргима расположен древний храм Тхаба-Ерды, который, по некоторым данным, был построен еще в VIII веке. На нем можно найти множество петроглифов, предположительно изображений святых. Когда-то он был построен как христианский храм, но со временем христианство у галгаев отошло, и его начали использовать для языческих обрядов.


Магомед-Башир говорит, что вдохновляется самими башнями и природой Ингушских гор. Перед тем как начать делать новую работу, он едет в горы, напитываясь там энергией и отдыхая душой. Материал для работы он берет там же, в горах; собирает камни возле тех башен, что планирует строить, но никогда не берет камни самих строений. Дробление камней происходит прямо в его дворе. Затем он выбирает самые подходящие осколки, обтачивает их вручную и собирает свое творение.


Тейп Оздоевых происходит из аула Вовнушки, поэтому Магомед-Башир считает именно этот замок своим родовым гнездом, и к нему относится с большим трепетом, как и ко всем своим работам.






Оставить комментарий